вторник, 17 июля 2012 г.

Болтливо-фотографическое про отдых на Алтае

Ну вот мы и вернулись с Алтая! Правда, на три дня раньше запланированного (банально закончились финансы, на которые мы рассчитывали на время поездки), хотя мы и увидели все, что захотели.
Постараюсь кратенько, но подробно (не знаю, как получится это совместить) рассказать о нашем путешествии. Предупреждаю сразу - за фотки не ругать: у нас была мыльница, много фоток делали на ходу (из окна машины), да и погода много где подкачала. Буду рассказывать, основываясь на маленькие заметки из тревел-бука (который я не доделала, потому что несколько ночей нам банально негде было остановиться, но обо всем по порядку). Итак, поехали.
Вот карта Горного Алтая, чтобы проще было ориентироваться:

День 1й. 9 июля.
Изначально планировалось доехать лишь до озера Манжерок (около 420 км), но приехав туда, мы поняли, что кроме верблюда, нас никто не ждет.

Да и местечко так себе. Поэтому мы поехали дальше, к Чемалу. Попутно заехали на источник Аржан-Суу, вода которого богата различными минералами.

В самом селе Чемал с грехом пополам нашли себе жилье, напились чаю и вскоре легли спать.

В итоге за день мы проделали путь в 478 км.

День 2й. 10 июля.
Весь день мы провели в Чемале. Первым делом покатались на колесе обозрения, сделали несколько снимков окрестностей.

Затем, конечно же, отправились к Чемальской ГЭС.
От ГЭС мы прошли несколько метров до слияния Чемала и Катуни. На фото видно, насколько прозрачна вода в Чемале и какая мутная Катунь.
Затем по "козьей" тропе вдоль Катуни мы дошли до острова Патмос, на котором расположен храм. Но на сам остров мы так и не попали - по подвесному мосту можно проходить не более, чем 6 человекам одновременно, а очередь из желающих растягивалась надолго.
В итоге мы вернулись обратно к ГЭС, где наши мальчишки (Женя и его племянник Паша) спустились по канатной дороге через реку Чемал.

И в конце нашей программы мы в течении часа катались на лошадках по горным лугам.

Последние минут 15 нашего катания шел дождь. И мы очень вовремя вернулись к машине - начался ливень. Хотя говорят, что в районе Чемала дожди вообще редки.

День 3й. 11 июля.
В среду мы снова двинулись путь - планировали проехать около 120 км. и остановить на одной из баз Семинского перевала. Но проехав достаточно быстро к Семинскому перевалу, мы решили продолжить путь гораздо дальше - до села Акташ (следите по карте, да?)
Горы становились все интереснее. Семинский перевал мы почти и не заметили - заметила только наша машинка, которая стала тяжелее ехать. Зато второй перевал - Чике-Таман - нам очень понравился: классический серпантин, уходящий высоко в горы.

А горы все выше. Все меньше на них растительности.

А вот и достопримечательности - каменные стелы на окраине села Иня.

А вот любопытная гора - Белый Бом. Я про нее слышала, но совершенно забыла, в каком месте Чуйского тракта она встречается. Но не узнать ее издалека невозможно - она выглядит совершенно белой на фоне других гор.

Еще одна красота встретилась нам по дороге - это водопад Ширлак.

В конце концов, проделав путь в 440 км., мы приехали в Акташ. Остановились на ночлег в гостинице. Наши мальчишки залезли на гору и сфотографировали село.

День 4й. 12 июля.
Это самый насыщенный день. Мы видели самые красивые места. Поэтому будет очень много фоток.
Из Акташа мы отправились к главной цели этого путешествия - южной окраине Телецкого озера. Путь был хоть и не длинный (всего около 180 км.), но долгий (занял весь день) и трудный.
В 8 км. от Акташа мы проехали Красные Ворота.

Затем миновали озеро Чейбеккель (Мертвое озеро). Утверждается, что в нем нет рыбы - но рыбаков мы встретили много. Озеро тянется вдоль дороги.
Озер вдоль дороги встречается много. Вот, например, озеро перед вершиной Улаганского перевала. Далеко видны ледники.

А вот и сама вершина Улаганского перевала. Перевал, кстати, практически незаметный и несложный, хоть и высокий.
Проехав села Улаган и Балыктуюль, можно увидеть пазырыкские курганы.
А вот и еще одно горное озеро. Вода в нем кажется прозрачной. Не знаю, как на самом деле - озеро очень далеко внизу. А к краю обрыва приближаться страшно ))
 И, наконец, мы подъехали к перевалу Кату-Ярык - самому сложному перевалу. Тут настоящий серпантин, а кроме того дорога-то неасфальтирована, а только отсыпана щебнем.

Не каждому дано спокойно спуститься по перевалу - у нас, например, очень сильно запахло тормозами через несколько пролетов перевала. А кроме того, в большинстве мест перевала двум машинам не разойтись - только на площадках-поворотах. Ну и, конечно, прежде чем спуститься, нужно подумать, как подняться обратно, ведь из долины реки Чулышман это единственная дорога. Конечно, если не въедешь сам, тебя втянут "за денежку" большие машины - здесь это нечто вроде бизнеса. Мы взвесили все "за" и "против" - и спустились. Почему мы долго думали? Потому что у нас не джип, а...

Каринка. Забегая вперед скажу, что она на следующий день взяла Кату-Ярык со второй попытки. САМА ))

Итак, мы спустились в долину Чулышмана и отправились по дороге к Телецкому озеру. Чулышман прекрасен. Скажу честно, я не прониклась такой любовью ни к одной другой речке (даже к Катуни).
Горы в долине не менее прекрасны. Хочется вернуться туда снова!

А еще много ручейков и речушек, стекающих с гор и впадающих в Чулышман.

А вот и устье Чулышмана. Здесь, на берегу, мы остановились в домике на одной из баз и заночевали. К слову сказать, в долине Чулышмана дорога всего лишь около 80 км., но ехали мы больше 5 часов - невозможно по этой дороге разогнаться выше 15км/ч.

День 5й. 13 июля.
С утра все небо было затянуто легкой дымкой, потихоньку сгущаясь в облака. Мы засобирались в обратный путь - Кату-Ярык не давал нам покоя. А вдруг не выберемся?
Где-то в середине пути мы сделали небольшой привал и поднялись на Каменные грибы.

Вид на долину оттуда вызывает бурю эмоций. Такая красотища!!!
Спустившись вниз, мы отобедали на базе - поели вкуснейших мантов из баранины. И отправились дальше. У Кату-Ярыка уже сгущались тучи, поэтому мы без подготовки попытались взобраться наверх - там главное преодолеть самый первый пролет. Он крутой и ухабистый. Но в самом конце кручи - ямы. На этих ямах мы и застряли. Пришлось спускаться вниз. В итоге мальчишки и еще один добрый парень накидали на ямы больших плоских камней, а Паша и этот парень подтолкнули Каринку в районе ям, когда она брала перевал со второго раза. Я с Анной на руках (она спала) поднималась на первый пролет пешком. И со второй попытки мы его взяли. И очень вовремя - буквально через пару километров от перевала пошел дождь.
Этот день выдался тяжелый - на Улаганском перевале, в темноте, нам под колеса бросился заяц. Хорошо, что Женя не успел среагировать и вильнуть в сторону - слева обрыв, справа гора... А когда мы в 11 вечера по темноте добрались до Акташа, нигде уже не было мест - пятница же... Пришлось ночевать в машине на территории гостиницы. Хорошо, что дежурный дяденька пожалел нашу Анну и пустил наших мальчишек за бесплатно переночевать в своей большой машине типа Урал.

День 6й. 14 июля.
Из Акташа мы выехали достаточно рано. По дороге останавливались только позавтракать (в 12 часов) и отдохнуть на слиянии Чуи и Катуни. Чуя оказалась еще более мутной, чем Катунь.
День выдался очень облачным и на перевале Чике-Таман мы ехали на уровне облаков.

После долгого переезда вечером мы остановились на базе, недалеко от села Черемшанка. И даже помылись в бане.

День 7й. 15 июля.
Это был последний наш день на Алтае. И мы решили прокатиться по Чемальской трассе дальше Чемала.
Посетили пещеры на реке Бийке.

Увидели сплавы на Тельдекпенских порогах Катуни.

Хотели посетить и Ороктойскую ледяную пещеру, но дорога нас подвела - пришлось повернуть назад.
С трудом, поздно вечером, мы нашли, где остановиться. Зато это жилье было самым-самым лучшим за весь наш отдых на Алтае.

День 8й. 16 июля.
Утром, позавтракав, мы отправились домой. Впереди было 420 км. дороги. И куча приятных неожиданностей дома. Например, 89 непрочитанных писем )))

Надеюсь, хоть кому-то понравился мой рассказ о нашем путешествии. Думаю, что оно достойно альбома )) Но это в будущем. А пока нужно привести мысли и планы в порядок и взяться за дела.
Всем спасибо за внимание!

1. ааааа! я тоже туда хочу,такая красота! Галь,какие вы молодцы,что поехали! представляю,какой пробег на вашей Каринке.) но оно того стоило! поздравляю! а рассказ и фото вполне достойны тревел бука!

1. Дааа ))) Спасибо большое! На Каринке всего за путешествие намотали 2340 км. )))

2. Галя, какой у вас насыщенный и интересный отдых получился. Красота неописуемая, что тут говорить "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Я мечтаю объездить хотя бы наши Кавказские горы, у нас куча красивейших мест, куда можно добраться только пешком ) Очень интересно было читать комментарии к фотографиям, как будто сама с тобой съездила.

1. Ой, Оля, мы в стольких местах не побывали, даже рядом с теми, где были. Например, недалеко от каменных грибов есть водопад Учар - но до него очень долго идти пешком. Нас погода "поджимала" - Женя боялся, что мы не возьмем Кату-Ярык в дождь. В Чемале можно было отправиться на Каракольские озера - это путешествие на целый день (на большой машине - около 700 рэ с человека, а потом еще 5 км. пешком). Мы решили, что Анна у нас пока не созрела, хоть и может спокойно на лошади час ездить да на катерах по три часа кататься. Думаю, в следующем году, если поедем - будем изведывать то, что упущено в этом году. Все равно мне кажется, абсолютно все невозможно пересмотреть ))

3. Галя, Алтай одно из мест моей мечты) сколько красоты вам удалось увидеть! молодцы, что выбрались!)

1. Оля, мечта вполне реальна для исполнения. Мы, когда ночевали в гостинице в Акташе, встретили женщину с сыном (взрослым), которая ехала без машины, только на транспорте. Ехали они в Кош-Агач. Туристы. На мой вопрос, откуда они, она ответила: "Ленинградский проспект города Москвы" ))) Добирались они до Акташа около полутора суток - самолет, автобус, снова автобус, попутки и т.д. Вот это молодцы, подумала я! На самом деле таких молодцов издалека немало.

4. Галя, отличный пост! прочитала с большим удовольствием, верблюд такой милашка:) вы большие молодцы!!! Алтай - это моя мечта!

Галя, ты столько красоты наделала! я все-все посмотрела, но не успеваю все прокомментировать. И когда ты все успеваешь?!

1. Тома, спасибо!!! Ты не поверишь, но я всего лишь в прошлом году впервые побывала на Алтае )) И влюбилась )) А в этом году влюбилась еще больше именно в дикие места )))

Если честно, то кажется, что ничего не успеваю. Хотя с другой стороны, успеваю еще и "полентяйничать": фильмец посмотреть, в инете побродить )) Сейчас вот думаю, как оптимизировать время. Начинаю потихоньку задумываться над тем, чтобы отказаться от некоторых СП, хотя не хочется, но вижу, что творчество становится "работой", где сплошное "надо", а вот "хочу" все меньше (( Правда, это "надо" тоже произрастает из "хочу", но в процессе как-то не очень хорошо трансформируется. В общем, буду думать и творить, возможно, что творить даже меньше...

5. Галя, полностью с тобой согласна! Я тоже поняла, что СП убивает во мне вдохновение.
    Для меня оптимальный срок на разворот - 2 недели. Так и своё что-то успеваешь сделать и к СП разворот вовремя сдать. А когда сроки поджимают, все желание творить пропадает( Больше не буду участвовать...

У меня мама на Алтай каждый год в санаторий ездила раньше. И каждый раз она привозила новые впечатления. Причем, она специально ездила в разные времена года, и говорит, что в каждое время года там свои прелести. В-общем, с детства мечтаю там побывать)

1. Частично СП подстегивают к деятельности. Но в какой-то момент я поняла, что для альбома по СП, например, оптимально не более 4х разворотов - они делаются легко. Уже на пятом начинаешь скучать и напрягаться, каким бы супер-интересным проект не был. 2 недели меня расслабляют, а вот 10 дней - самое то (учитывая, что я за последнее время уже 5 СП по альбомам прошла).

На Алтае обязательно нужно побывать! Вот просто непременно! Причем лучше в разных местах. Мы в прошлом году были на севере Телецкого - там все обжито, культура-цивилизация, отдых, горный хвойный воздух... В этом году решили принципиально ехать на южную окраину - так почти через весь Алтай ехать да и природа совершенно иная. Скажу честно, в каждом из вариантов есть своя прелесть, но я влюбилась в долину Чулышмана. Ощущение свободы невероятное!!! Думаю, когда твои детки немножко подрастут, вы обязательно доберетесь до Алтая ))